Коучинг является многогранным понятием, имеющим множество различных определений. Рассматривая коучинг, как стиль поведения и работы руководителя, можно описать его как беседу между руководителем и подчиненным, помогающую последнему самостоятельно определить свои цели и метолы из достижения. Такие беседы обладают достаточно длительным эффектом, так как позволяют человеку самостоятельно генерировать осознание и понимание задач.
Для эффективного использования коучинга в управленческой деятельности необходимо регулярно проводить с подчиненными формальные и неформальные коуч-сессии. При помощи коучинга можно решить целый ряд задач, стоящих перед руководителем, но чаще всего они используются в следующих ситуациях.
1) Коучинг в процессе постановки задач перед подчиненными
Очень часто в компаниях встречаются ситуации, когда руководители и подчиненные по-разному воспринимают поставленную задачу, особенно в отношении ее конечного результата и срока выполнения. Это приводит к тому, что руководитель не может делегировать свои полномочия подчиненным и в итоге становится неудовлетворен ни работой своих сотрудников, не свой собственной. Для решения такой проблемы необходимо использовать коучинг не на поиске причин проблемы, а сразу на их решении.
С этой целью руководитель должен оказывать помощь своим подчиненным в осознании поставленных перед ним задач и оценке своих возможностей и ресурсов, а также в поиске самого эффективного метода достижения необходимого результата и взятии на себя ответственности за свою работу. В процессе выполнения задачи и после получения конечного результата необходимо поддерживать подчиненных и давать ему обратную связь.
После такого коучингового мероприятия сотрудник наверняка сможет выполнить поставленную перед ним задачу в определенные сроки и откроет в себе потенциал для дальнейших действий, а руководитель будет уверен в том, что сотрудник взял на себя ответственность за эту работу. Однако стоит отметить, что коучинг возможен только при наличии доверительных отношений между подчиненным и руководителем, и не применим в срочных и кризисных ситуациях.
2) Обратная связь и коучинг в решении проблем
Для того чтобы избежать деструктивных обвинений в адрес подчиненных при возникновении различного рода проблем, необходимо вместе с подчиненным разобрать проблему в описательном стиле, выяснив суть проблемы, опыт, который сотрудник извлек из сложившейся ситуации, приобретенные им навыки, возможные перспективы решения проблемы в дальнейшем и его планы на будущее.
После такой описательной беседы, ориентированной на чувства, сотрудник будет стараться сам изменить ситуацию и не совершать подобных ошибок в будущем.
3) Коучинг в решении конфликтных ситуаций
Для разрешения конфликтов в команде необходимо организовать беседу с каждым из участников конфликта, выяснив его конкретные причины, и определив цели, которых стороны конфликта пытаются добиться. Кроме того, каждый участник конфликта должен определиться с собственным вариантом решения сложившейся проблемы, таким образом, и руководитель и сами стороны конфликта смогут управлять им конструктивно.
Сложность использования коучинга в качестве стиля управления состоит в том, что надо работать совместно со своими подчиненными, а не по отношению к ним. При этом сотрудники должны быть готовы к такому стилю руководства, доверять руководителю, быть открыты, уметь выслушать и взять на себя ответственность за свои результаты. К тому же, работать в таком стиле должен быть готов и сам руководитель, иметь соответствующие знания навыки и личностные качества.
Похожие статьи:
- не найдено