Что такое бизнес-процесс?

Это последовательность связанных между собой мероприятий (действий, процедур, операций), в выполнении которых задействованы ресурсы окружающей среды, создаются ценности для потребителя и обеспечивается получение ним конечного результата, которые повторяются регулярно. Бизнес-процесс должен управляться одним менеджером, отвечающим за результат.

Деятельность каждой компании включает в себя не один десяток таких процессов. Для того чтобы придать им структуру и выделить из их общего числа конкретный процесс, введены определенные классификации. Для примера в этой статье приведены две: более подробная и краткая, применяемая консультантами в описании бизнес-процессов предприятий.

Подробная классификация:

1) Основные процессы. Это те процессы, которые ориентированы на оказание услуги или производство товаров, являющихся целевыми объектами для предприятия, и обеспечивающих ему доход. К примеру, для завода ЖБК основной процесс – производство железобетонных конструкций.

2) Сопутствующие процессы. Это те процессы, которые ориентированы на оказание услуг, либо производство товаров, которые сопутствуют основному производству и также приносят доход. К примеру, для фермерского хозяйства вспашка своим трактором полей односельчан за плату.

3) Вспомогательные процессы. Это процессы, которые необходимы для того чтобы обеспечить выполнение основных БП, а также поддержки их определенных черт. К примеру, на любом заводе это ремонт собственного оборудования.

4) Обеспечивающие процессы. Это процессы, которые производятся для обеспечения жизнедеятельности остальных БП и ориентируются на поддержку универсальных их черт. К примеру, процессы обеспечения кадрами, финансами и так далее.

5) Процессы управления. Это процессы, которые охватывают комплекс управленческих функций, как каждого отдельного БП, так и системы построения бизнеса в целом. К примеру, стратегическое, текущее и оперативное планирование и так далее.

6) Процессы развития. Это процессы по усовершенствованию производства товара, технологии, услуги и так далее. К примеру, научно-исследовательские работы в машиностроении и тому подобное.

Простая же классификация содержит такие пункты:

1) Основные процессы, к коим относятся основные и сопутствующие процессы из, более расширенной, классификации.

2) Вспомогательные процессы, к коим относятся вспомогательные и обеспечивающие процессы.

3) Управляющие процессы, к коим относятся процессы управления и развития.

Для того чтобы описывать БП более наглядно, руководством компаний применяется так называемая карта процессов, которая отображает БП, происходящие на их верхнем уровне и главные связи их друг с другом. К примеру, такой участник БП, как потребитель, рассматривается по его отношению к компании и бывает внешним (не входящим в состав организации) и внутренним (находящийся в ее структуре).

Данный участник оказывает влияние даже на факт существования БП, задает требования к процессу. Наиболее важной составляющей БП является его результат. Проведение деятельности без результата (причем, результата с требуемыми характеристиками) не имеет смысла. БП должны управляться единым менеджером, несущим ответственность за результат.

Практика показывает, что у крупных фирм имеются и менеджер процесса и владелец. Эти обе фигуры ответственны за результат. Но их функции различны, — владелец имеет право изменять порядок выполнения БП, а менеджер занимается оперативным управлением. К примеру, процесс по материально-техническому обеспечению. Его менеджером является начальник отдела по снабжению, владельцем процесса можно считать заместителя директора по закупкам.

Похожие статьи:

    не найдено

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>