Это последовательность связанных между собой мероприятий (действий, процедур, операций), в выполнении которых задействованы ресурсы окружающей среды, создаются ценности для потребителя и обеспечивается получение ним конечного результата, которые повторяются регулярно. Бизнес-процесс должен управляться одним менеджером, отвечающим за результат.
Деятельность каждой компании включает в себя не один десяток таких процессов. Для того чтобы придать им структуру и выделить из их общего числа конкретный процесс, введены определенные классификации. Для примера в этой статье приведены две: более подробная и краткая, применяемая консультантами в описании бизнес-процессов предприятий.
Подробная классификация:
1) Основные процессы. Это те процессы, которые ориентированы на оказание услуги или производство товаров, являющихся целевыми объектами для предприятия, и обеспечивающих ему доход. К примеру, для завода ЖБК основной процесс – производство железобетонных конструкций.
2) Сопутствующие процессы. Это те процессы, которые ориентированы на оказание услуг, либо производство товаров, которые сопутствуют основному производству и также приносят доход. К примеру, для фермерского хозяйства вспашка своим трактором полей односельчан за плату.
3) Вспомогательные процессы. Это процессы, которые необходимы для того чтобы обеспечить выполнение основных БП, а также поддержки их определенных черт. К примеру, на любом заводе это ремонт собственного оборудования.
4) Обеспечивающие процессы. Это процессы, которые производятся для обеспечения жизнедеятельности остальных БП и ориентируются на поддержку универсальных их черт. К примеру, процессы обеспечения кадрами, финансами и так далее.
5) Процессы управления. Это процессы, которые охватывают комплекс управленческих функций, как каждого отдельного БП, так и системы построения бизнеса в целом. К примеру, стратегическое, текущее и оперативное планирование и так далее.
6) Процессы развития. Это процессы по усовершенствованию производства товара, технологии, услуги и так далее. К примеру, научно-исследовательские работы в машиностроении и тому подобное.
Простая же классификация содержит такие пункты:
1) Основные процессы, к коим относятся основные и сопутствующие процессы из, более расширенной, классификации.
2) Вспомогательные процессы, к коим относятся вспомогательные и обеспечивающие процессы.
3) Управляющие процессы, к коим относятся процессы управления и развития.
Для того чтобы описывать БП более наглядно, руководством компаний применяется так называемая карта процессов, которая отображает БП, происходящие на их верхнем уровне и главные связи их друг с другом. К примеру, такой участник БП, как потребитель, рассматривается по его отношению к компании и бывает внешним (не входящим в состав организации) и внутренним (находящийся в ее структуре).
Данный участник оказывает влияние даже на факт существования БП, задает требования к процессу. Наиболее важной составляющей БП является его результат. Проведение деятельности без результата (причем, результата с требуемыми характеристиками) не имеет смысла. БП должны управляться единым менеджером, несущим ответственность за результат.
Практика показывает, что у крупных фирм имеются и менеджер процесса и владелец. Эти обе фигуры ответственны за результат. Но их функции различны, — владелец имеет право изменять порядок выполнения БП, а менеджер занимается оперативным управлением. К примеру, процесс по материально-техническому обеспечению. Его менеджером является начальник отдела по снабжению, владельцем процесса можно считать заместителя директора по закупкам.
Похожие статьи:
- не найдено