Взрослым людям свойственно создавать собственное представление об окружающем мире и воспринимать его исходя из своих собственных взглядов и убеждении, отрицая все, что не вписывается в эти рамки. То же самое касается и целых компаний, созданных взрослыми людьми.
Коллективным разумом организации является корпоративная культура, которая является набором основных правил и на которые ориентируются все сотрудники. Достаточно часто, такие правила даже не зафиксированы в документации, но все им строго следуют, зная, что делать можно, а чего ни при каких обстоятельствах нельзя. Такие правила управляют компанией, независимо от того, как хочет управлять компанией сам руководитель.
Каждый, приходящий в компанию человек, приносит какие-то собственные представления о правилах работы, однако закрепляться в коллективе такие правила могут в самых разнообразных формах. Новые правила, закрепляются только после того, как будут испытаны на практике и только после получения соответствующего опыта коллективом правило начнет работать, однако в процессе его проверки оно может видоизмениться и на полностью противоположное исходному.
Лидер компании, его подчиненные и новые сотрудники получая определенные правила, могут по-разному их истолковать. Более адекватно на события реагируют опытные и сильные работники, а слабые новички, как правило, плохо справляются с происходящими событиями и трудностями. При этом корпоративная культура отражает убеждения ее лидера.
Основное значение в формировании правил в коллективе имеет толкование происходящих в компании событий. К примеру, если ошибка одного из сотрудников оценивается как событие недопустимое и опасное для компании, то в дальнейшем, корпоративная культура будет формироваться именно в таком направлении, и первое, что будет внушать коллектив новым сотрудникам – недопустимость ошибок в принципе. Если же ошибка воспринимается как значимый для компании опыт и руководство пытается найти в ней возможность создать для компании определенную выгоду, то в дальнейшем сотрудники, в том числе и новые, будут уверенны в том, что у них есть право на ошибку.
В критических для компании ситуациях, ключевое значение имеет первое толкование события, которое в дальнейшем берется за основу поведения коллектива. В процессе работы, сотрудники получают бесценный опыт взаимодействия, и чем он успешнее, тем более слаженно будет работать команда.
Закрепившиеся в коллективе толкования постепенно ограничивают восприятие событий коллективом, и все сотрудники видят их через устоявшийся шаблон восприятия, и изменить полученные опытным путем правила не сможет никто извне. В тех компаниях, где ошибки недопустимы, сотрудники никогда их не признают, даже если прямо на них указывать.
Очень часто, изменить устоявшееся мировоззрение взрослого человека можно только дав ему возможность получить новый для себя опыт. Никак иначе он не сможет узнать о том, что бывает еще и как-то по-другому.
Очень часто, устоявшиеся в коллективе компании правила, даже если они были получены опытным путем, устаревают, и начинают мешать дальнейшему развитию компании и ее коллектива. Единственный метод решения такой проблемы, это острая критика и осуждение устоявшихся правил и активная борьба с ними. Однако бороться с такими правилами бывает достаточно сложно, ведь все они возникали для решения фактических задач и в прошлом были эффективны, но в условиях современных изменений потеряли свою эффективность и стали помехой для компании. Такие правила необходимо опровергать практическим опытом и тогда им на смену придут новые, более эффективные правила командной работы.
Похожие статьи:
- не найдено