Любой руководитель, независимо от размеров предприятия и вверенного ему коллектива, присмотревшись к своему персоналу может узнать много нового. Например, что его секретарь – кандидат наук, а вот зам, по образованию обычный инженер. Имея максимальные знания обо всех людях, работающих с вами в единой команде, вы сможете управлять ими более эффективно, причем вам может пригодиться любая информация о них. Подтверждением этому является то, что в 2002 году премия по экономике была присуждена психологу Дэниелу Каниману, который провел исследования теории принятия решений, крайне важной для всех экономистов. Именно эта теория помогает руководителю понять, почему его подчиненные совершают далеко не всегда рациональные поступки и позволяет оптимально построить работу своего коллектива.
История теории принятия решений началась еще в 60-х годах прошлого века, тогда юный Каниман проводил тренинги по психологии для летных инструкторов, основной мыслью этих тренингов была результативность похвалы при обучении пилотов и полная безрезультатность наказаний. При этом инструкторы были уверенны, что если наказать пилота, то он выполнит свою работу лучше, если похвалить – хуже. Именно этот парадокс заставил Канимана начать свои исследования.
Пилоты, как и люди других специальностей, в основном выполняют свою работу на среднем для себя уровне. Но иногда бывает так, что человек совершает ошибку, за которую его в лучшем случае сильно отчитают (оштрафуют), а в худшем даже уволят. А вот если человек сделает какое либо действие один раз лучше, чем обычно, а потом начнет работать на стандартном уровне, то если его похвалили – начнет казаться, что это было сделано зря. А вот если наказали, то будет казаться, что он взялся за ум. При этом, получать наказания и поощрения человек может, даже ничего особо не меняя в своем поведении.
Не стоит тратить всю свою энергию на наказание и вычитывание подчиненных, ведь вряд ли они от этого начнут лучше работать, а вот если немного подождать, то трудовая ситуация вскоре вернется к нормальному уровню, и тогда можно похвалить своих сотрудников, тем самым их мотивируя.
Исследования Канимана наглядно показывают, что люди очень часто могут вести себя иррационально, но наказывать их за это не имеет смысла, причем это касается не только коллектива, но и макроэкономической сферы. Решения, принятые в условиях недостаточного владения определенной необходимой информацией, могут оказать влияние не только на единичную компанию или отдел, но даже на целое государство.
Согласно утверждениям Канимана, люди, ведущие себя иррационально, очень часто совершают ошибки, причем не исключение и сам руководитель. Например, из-за того, что у вас нет времени изучить информацию обо всех поставщиках или рекламных компаниях, или еще чем либо, вы выберете либо из нескольких, известных вам вариантов, таким образом, принимая решение в условиях недостаточного владения информацией, либо перепоручите сделать выбор кому-нибудь из подчиненных, например, секретарю.
Причем в случае если ошибается именно руководитель, и из-за этого, компания получает некачественную продукцию или рекламу, либо поставщик не укладывается в установленные сроки, то вряд ли он станет сам себя ругать при подчиненных, так как это подорвет его авторитет. Отругать же секретаршу или еще кого-нибудь из подчиненных ему вполне под силу, причем сделав это, он поступит именно так, как все руководители.
Стоит попробовать перестать ругать подчиненных, ведь согласно теории Канимана это абсолютно бесполезно, не зря же он получил Нобелевскую премию. А вот в следующий раз, когда всю работу сделают нормально, или даже лучше, то обязательно нужно похвалить своих сотрудников, начиная с самого себя.
Похожие статьи:
- не найдено