Расшифровка понятия «бенчмаркинга» заключается в обмене опытом между разными компаниями. Естественно, что происходит это только на добровольной и открытой основе. Хищение информации и различные уловки, связанные с промышленным шпионажем, сюда никоим образом не относятся.
Специалисты по бенчмаркингу оперируют только с легально полученной информацией. На сегодняшний день существует несколько методов по изучению наработок другой фирмы. Во-первых, это может быть сделано в результате договоренности со стороной, деятельность которой должна будет рассмотрена. Конечно, такой путь является самым простым, но на деле редко реализован. Какая здравомыслящая компания будет раскрывать перед конкурентами секреты своего успеха?
Во втором случае, аналитики собирают открытую информацию из различных рекламных источников и экспертных заключений. В некоторых кругах такой способ считают, своего рода, легальной разведкой. Между тем, во многих компаниях это является главной задачей работы маркетинговых и информационно-аналитических служб. В результате изучения подобных данных производится анализ на предмет применения методов конкурирующих компаний в собственной фирме.
Существует еще одно применение бенчмаркинга. Эксперты-аналитики компании вырабатывают идеальную модель ведения бизнеса, к которому должна стремиться фирма, а затем проводят оценку, насколько отстает компания от смоделированного образа. Для создания идеального образца также используется опыт конкурирующих предприятий.
Имеется и четвертый способ использования бенчмаркинга. Он применяется в том случае, когда компания решается «заточить» всю свою деятельность под конкретные общепринятые стандарты. Для этого специально приглашают сторонних специалистов, в задачу которых входит проведение сертификации. Ими производится тщательная проверка и дается оценка ведению дел в организации. Также вырабатывается ряд рекомендаций для тех случаев, когда присутствуют отклонения от заданных стандартов. Таким образом, для экспертов, приглашенных для сертификации, будут доступные бенчмаркинговые знания. От них компания также может узнать о накопленном передовом опыте.
На каком же этапе возникает потребность в бэнчмаркинге? В большинстве случаев этому предшествует появление каких-либо проблем, например, падение прибыли, снижение темпов развития, остановка роста продаж и многие другие.
Еще несколько лет назад руководством компании были бы предприняты все меры по повышению качества продукта, расширению его рекламы, к примеру, по улучшению дизайна упаковки и т.д. впрочем, это все делается и сейчас, но отнюдь не ограничивается, особенно в тех случаях, когда вышеуказанные действия произведены, а желанные результаты отсутствуют. В это время и наблюдается повышение интереса к бенчмаркингу.
При этом совсем не обязательно опираться на опыт деятельности конкурентов. Иногда могут стать полезными наработки, имеющиеся в другой сфере бизнеса. В этом случае становится важным умение маркетологов компании не только заимствовать перенятый опыт, но и адаптировать его под свою отрасль.
Стоит подчеркнуть, что маркетинговые исследования необходимо производить так и такими способами, чтобы они не имели ничего общего с промышленным шпионажем, дабы не спровоцировать подачу исковых заявлений в суд компаниями, которым ваши действия покажутся нелегальными.
Похожие статьи:
- не найдено