Для успешного руководства предприятием главе компании очень важно уметь не только оперативно принимать адекватные и своевременные решения, уметь правильно реагировать на сложившиеся обстоятельства, управлять эффективно персоналом (осуществлять подбор кадров, их обучение, изучение мотивации и т.п.). Одна из основных характеристик компетентного руководителя – умение грамотно расставаться с работниками (умение увольнять).
Увольнение человека – это стресс, как для него, так и для руководителя. По словам некоторых менеджеров фирм, очень трудно решиться сказать работнику об его увольнении либо сокращении, чтобы не обидеть его или не навредить его здоровью и психике. Если руководитель умеет лояльно, мягко расставаться с сотрудниками, это благотворно отражается на всей деятельности компании. Ведь именно от уволенных работников идет зачастую не самая хорошая молва о предприятии. Как раз они и создают положительный либо отрицательный имидж за пределами производств и офисов.
В США после второй мировой войны появился специальный термин – аутплейсмент, то есть метод лояльного, мягкого увольнения. Этот метод применялся в отношении солдат, вернувшихся с фронтов и ищущих работу. Собственно с того момента в 80% западных компаний стали использовать аутплейсмент, дающий возможность сотрудникам после их увольнения легко, без психологических травм и быстро адаптироваться на рынке труда. Для стран бывшего Советского Союза такой метод сравнительно новый. Его на практике применяют только 5-10% компаний.
Основные достоинства метода мягкого увольнения:
- его использование позволяет избежать многих судебных разбирательств и прочих проблем, которые связаны с увольнением;
- применение аутплейсмента крайне важно в том случае, если уволившийся работник может в дальнейшем помочь компании в каком-либо вопросе. Поэтому от того, как произошло расставание фирмы с ним, зависит и его согласие на оказание этой помощи;
-во времена кризисов и вынужденных увольнений и штатных сокращений следует особенно тщательно и аккуратно подходить к вопросам увольнения. Трудные времена пройдут, и вновь нужно будет набирать сотрудников. «Взращенные и взлелеянные» вами специалисты не захотят вернуться к вам, если с ними расстались нехорошо;
- использование метода лояльного увольнения очень важно и для хорошего отношения специалистов к руководству компании и его кадровой политике;
- если увольнение работника происходит при помощи аутплейсмента, руководители предприятия могут быть уверенными в том, что он сохранит коммерческую тайну и закрытую информацию о компании, не выдаст их конкурентам;
- лояльное увольнение помогает сотруднику спокойно пережить стрессовую ситуацию и избежать психического расстройства от сокращения.
Мягкое увольнение нужно проводить при помощи сторонних организаций, которые содействуют решению проблемы с сокращением и дальнейшим трудоустройством работника. При таком методе работник, даже если сразу не найдет новое место, то отнесется к увольнению спокойно, как к новому этапу в жизни и карьере.
К сожалению, использование аутплейсмента довольно редко можно встретить в нашей стране. Чаще всего его применяют там, где руководство компании может позволить себе нанять частного коучера. Используют аутплейсмент при увольнении менеджеров высшего звена, потому что им сложнее психологически пережить увольнение либо сокращение и труднее найти соответствующую их уровню работу.
Для рядовых сотрудников мягкое увольнение если применяют, то только в виде тренингов и семинаров, где их учат правильно составлять резюме, знакомят с нововведениями рынка труда и технологиями поиска работы. При этом к каждому специалисту осуществляется индивидуальный подход, работа ему побирается по предпочтению и желанию. Сторонняя организация, занимающаяся аутплейсментом, рассылает резюме такого кандидата по интересующим его и имеющимся вакансиям в фирмах.
Главная задача аутплейсмента в том, что человек должен максимально быть подготовлен к увольнению, особенно психологически. Все беседы с работником ведутся в доверительном, дружелюбном тоне. Хорошо бы, чтобы он сам пришел к выводу, что перемены, в первую очередь, нужны ему самому. Иногда при применении этого метода сотрудник сам изъявляет желание уйти по собственному желанию, и озабочен поиском нового места работы.
Грамотно проведенное мягкое увольнение сохраняет репутацию компании, а ее работники чувствуют уважение и поддержку руководства.
Похожие статьи:
- не найдено