Если сравнить состав сотрудников небольшой зарубежной компании и такой же российской, можно увидеть любопытную закономерность — как правило, у иностранных предпринимателей нет штатного бухгалтера, зато у отечественных их может быть несколько. Почему? Бухгалтер, в отличие от продавцов и производственного персонала, не создаёт дополнительной ценности — наличие в штате собственного бухгалтера лишь увеличивает затраты предприятия. И речь не только об оплате труда — если добавить сюда отчисления в фонды и налоги, аренду рабочего места, компьютер, оргтехнику, мебель, обслуживание бухгалтерской и справочно-правовой программ, связь, интернет, канцтовары, то получится немало. Можно потратить средства на что-нибудь более полезное — на новое оборудование, рекламу нового продукта или на нового ценного сотрудника, но российские бизнесмены продолжают упорно держаться за «своего» бухгалтера.
Этому есть несколько причин. Во-первых, наше налоговое законодательство намного сложнее, чем на западе, и требует намного больше бумажной работы. Количество отчётов больше, и сдаются они чаще.
Однако некоторые предприниматели отказываются от штатного бухгалтера и выбирают внешнего бухгалтера или специализированную компанию, что больше напоминает подход западных коллег.
Почему предприниматель обращается к аутосорсерам
* Он незнаком с бухгалтерией и не хочет разбираться с ней. На штатного бухгалтера пока не хватает денег.
* Владелец бизнеса экономит: аутосорсер обходится дешевле, так как не нужно платить зарплату и налоги.
* Бухгалтер нужен не постоянно, объём задач не позволяет загрузить его работой на целый день.
* Он работает в режиме хоум-офис или в небольшом офисе недостаточно места, чтобы разместить там бухгалтера.
Вроде бы выглядит привлекательно. Тем не менее, у клиентов аутосорсинговых компаний тоже есть проблемы.
Причины отказа от аутосорсинга
Сами аутосорсеры говорят, что от их услуг отказываются нечасто. Процент продлений — 70-85%. Но есть основания считать, что реальная цифра несколько меньше.
Чаще всего от услуг аутосорсинга отказываются из-за:
* Укрупнения масштабов бизнеса и открытия штатной бухгалтерии;
* Ликвидации бизнеса;
* Ошибок частных аутосорсеров и аутосорсинговых компаний;
* Невозможности быстро получать ответ на внезапно возникшие вопросы;
* Неудобства работы с аутосорсерами;
* Высокой стоимости услуг;
* Несвоевременного выполнения работы. А в случае с неофициальными аутосорсерами — из-за их необязательности, привычки исчезать по личным делам или без предупреждения уходить в отпуск;
* Формального подхода, нежелания агентств вникать в ситуацию их клиента.
Организация бизнес-процессов
Аутосорсинговые компании могут вести клиентов разных типов (по количеству операций и схеме налогообложения). Бухгалтеры делятся по сферам или по участкам работ (например, одни занимаются только розничной торговлей, другие ведут кадры и зарплату, и т. д.). Главный бухгалтер может отвечать в целом за несколько предприятий, при этом отдельные задачи выполняются его помощниками. В некоторых организациях один бухгалтер полностью ведёт предприятие. На одного бухгалтера приходится в среднем 12 клиентов.
Цены
Услуги аутосорсеров стоят 5-6 тыс. рублей в месяц. Цена формируется с учётом нескольких факторов и зависит от сложности учёта: количества сотрудников, формы налогообложения и количества первичных документов. Мелкие клиенты платят несколько тысяч рублей в месяц, ежемесячный чек крупного клиента может превышать 100 тысяч.
Крупные аутосорсинговые компании имеют выручку от 2 млн рублей в месяц. На всю Россию таких компаний — несколько десятков. Они могут оказывать полный спектр бухгалтерских услуг, в том числе создают схемы оптимизации налогов. Их услуги стоят значительно дороже, чем в среднем по рынку. Как правило, их клиентами являются крупные компании, стремящиеся не раздувать штат.
Игроки среднего масштаба имеют ежемесячную выручку от 250 тыс. до 2 млн руб., чаще всего — 300-500 тыс. Эти компании зарабатывают за счёт высокой эффективности деятельности бухгалтеров. Выручка на одного бухгалтера в среднем составляет 70-90 тыс. в месяц и часто превышает 100 тыс. руб. Такие аутосорсинговые компании в основном предлагают бухгалтерский учёт и юридические услуги, ведут около 40 клиентов — крупных, мелких и средних.
Мелкие аутосорсинговые компании зарабатывают в среднем в месяц до 100 тыс. рублей. Они работают, как работается, и не особо анализируют свой бизнес. В совсем молодых, начинающих компаниях, которые ещё только ищут клиентов и обкатывают свои процессы, выработка в месяц на одного сотрудника составляет в среднем 25 тыс., но не более 50 тыс. рублей Большинство из них находятся на грани рентабельности.
«Карманные» компании ближе по финансовым показателям к средним, но у них другая схема заработка. Чаше всего у них один крупный клиент — как правило, это группа компаний. Бухгалтерия, выделенная во внешнее подразделение, «добивает» объём, обслуживая мелких клиентов.
Фрилансеры
В РФ занимаются фрилансом 100 тыс. бухгалтеров. Они обслуживают 500 тыс. предприятий. Чаще всего фрилансеры работают со средними и мелкими компаниями (95% клиентов).
Нельзя сказать, что услуги «серых аутосорсеров» стоят дешевле. Цена зависит скорее от сложности учёта, чем от типа аутосорсера.
Похожие статьи:
- не найдено