Когда экономисты рассуждают о структуре рынка, они подразумевают под этим понятием количество потребителей (покупателей) и товаропроизводителей (продавцов), а также их возможности. Возьмем для примера обычный продуктовый рынок: здесь действует огромное количество продавцов и покупателей. Они свободно договариваются о ценах. Здесь мы видим одну структуру рынка, его организацию. Еще один пример: несколько крупных американских, японских и западноевропейских компаний господствуют сегодня в автомобилестроении. Эти компании вполне способны удовлетворить спрос колоссальной армии автолюбителей. Тут была сформирована особая структура рынка, где количество фирм-производителей ограничено, они и определяют цены на продукцию. Это совершенно другая структура и организация рынка. Рыночная структура, таким образом, это положение, которое характеризует способности продавцов – продавать а покупателей — приобретать свою продукцию.
Для того, чтобы описать рыночную структуру используются множество факторов. Но считается, что основное значение имеют следующие:
1. Количество товаропроизводителей, которые участвуют в конкурентной борьбе. Этот фактор является главной характеристикой рыночной структуры. Она показывает, господствует ли на рынке монополия или ему присуща конкуренция. Конкуренция складывается при наличии не менее 2х товаропроизводителей;
2. Есть ли контроль над ценами? Наличие контроля означает, что цены специально удерживаются уровне, выгодном ограниченному числу товаропроизводителей. Существование такого контроля «изгоняет» товаропроизводителей в соседние (или вообще другие) отрасли и производства. В конкретной же отрасли их становится меньше. Конкуренция ослабевает. Следовательно, чем меньше контроль над ценами, тем активнее конкурентная борьба;
3. Товарная дифференциация. Это понятие означает, что каждая услуга и каждый товар может иметь множество цветовых и ценовых оттенков, оттенков по цвету или дизайну. Товарная дифференциация может дать возможность полнее и лучше удовлетворять потребности большого количества покупателей. Однако, она может привести к появлению большого количества «маленьких» монополистов в производстве что ослабляет среди товаропроизводителей конкурентную борьбу;
4. Вход в производство. Это характеристика способности открытия нового предприятия по критерию выпуска товара, уже находящегося в производстве. Если диктат какой-либо фирмы не установлен, это можно сделать. Если же существует диктат, то сделать это труднее, а иногда невозможно.
Выделяется 4 главных типа рыночных структур: монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция, монополия и олигополия. В каждом из типов названные факторы проявляют себя по-разному.
Похожие статьи:
- не найдено