Есть в экономике уникальная «фишка», именующаяся endowment effect — склонность людей к более высокой оценке вещей, которые им принадлежат. Данную позицию хорошо отобразил в классическом эксперименте Дэнн Канеманн.
Профессор брал простую кружку и просил студентов указать самую большую цену, которые они могли бы за нее заплатить. В среднем стоимость варьировалась в пределах 5$. После этого Канеманн одной группе студентов давал кружки, а другой — пятидолларовые банкноты, чтобы вторые у первых могли эти кружки приобрести. Правда торговля не удавалась. С момента попадания кружки в руки студента, тот сразу же объявлял, что меньше чем за 10 $ ее не отдаст.
Дэн Ариэли провел подобный эксперимент с еще худшим эффектом. В Duke University обожают бейсбол, но размеры стадиона очень малы. Ежегодно фанаты толпятся в очереди, чтобы приобрести билеты для студентов, разыгрывающиеся в лотерее. С учетом того, что вся информация о проигравших и победителях имеется в администрации заведения, Ариэли эти группы (примерно 1 тыс. человек) попытался опросить. Первым (победителям) он задал обычный вопрос — за какую наибольшую сумму вы могли бы продать сезонные билеты? Вторым же (проигравшим) — за какую наибольшую сумму вы могли бы купить эти билеты? Победители готовы были отдать билеты не меньше, чем за 2400 $, а проигравшие — заплатить за них не больше 170 $.
Своеобразный результат. Привычные размышления экономистов касаются спроса и предложения, равновесной цены и рынка. Только вот они не замечают того, что это лишь исключение, но не правило. Почему осуществляется продажа автомобилей, квартир либо картошки. Только потому, что люди должны покупать или продавать все эти различные товары. Не продаст фермер картошку, она пропадет. Билеты также заставляют рынок работать, ведь покупатель обязан приобрести билет на олимпийское мероприятие (чтобы туда попасть), продавец же может не получить денег, если билеты до начала игры будут не проданы.
Нет этого давления — и ситуация в корне меняется. Endowment effect может выступить серьезным барьером для бизнеса. К примеру, в интернете десятки сервисов обсуждали превосходную идею — сводить покупателей и продавцов сайтов, форумов или блогов. На этом можно было бы хорошо заработать, ведь таковых в сети достаточно.
Но ни один из данных сервисов больших денег так и не приносит. В чем же проблема? Endowment effect. Продавцы не желают продавать сайты дешевле нескольких тысяч долларов, а покупатели не хотят отдавать за них больше нескольких сотен. В итоге достижения равновесной цены не происходит, а мелкие сделки — результат не равновесной цены и рыночных торжествующих механизмов, а положительного решения первой стороны продать дешевле либо купить дороже.
Endowment effect становится следствием того, что более важным для человека выступает потеря чего-либо, чем приобретение того же подобного. При продаже вещи происходит потеря ее владения, из-за чего цена за это всегда поднимается.
Похожие статьи:
- не найдено